Отправить на почту

Распределение транспортных расходов на остаток товара производят для того, чтобы определить, какую сумму из этих расходов можно списать на уменьшение базы по налогу на прибыль, а какую — нельзя. Кто обязан распределять расходы на остаток товара? Какие именно расходы подлежат распределению? По какому алгоритму они распределяются? Ответы вы найдете в нашей статье.

Какие виды транспортно-заготовительных расходов подлежат распределению?

Согласно ст. 320 НК РФ порядок списания расходов на реализацию товаров можно представить в виде схемы:

Расходы, отмеченные зелеными кружочками, полностью списываются в месяце их осуществления. А вот расходы, которые отмечены красными кружочками, можно списывать только в части, относящейся к реализованным товарам. Иными словами, стоимость покупки товара и транспортные расходы по его доставке до места хранения (перепродажи) в конце месяца должны распределяться между реализованными и нереализованными товарами.

В стоимость покупки товаров могут быть включены:

  • стоимость товара по договору;
  • таможенные пошлины;
  • стоимость информационно-консультационных услуг по товару;
  • стоимость посреднических услуг;
  • затраты по страхованию товара;
  • иные затраты (перечень представлен в п. 6 ПБУ 5/01).

Покупная стоимость реализованных товаров списывается одним из способов, который должен быть зафиксирован в учетной политике:

  • по стоимости покупки тех товаров, которые были приобретены раньше по отношению к другим товарам (ФИФО);
  • по покупной стоимости единицы товара;
  • по средней стоимости купленных товаров.

С подробными разъяснениями по списанию стоимости товаров методом средней стоимости вы можете ознакомиться в нашей статье «Порядок списания материалов по средней стоимости» .

К транспортным расходам по доставке товара до места его складирования (перепродажи) могут относиться:

  • транспортные услуги сторонних организаций;
  • услуги по погрузке-выгрузке товаров, их сопровождению;
  • материальные расходы на дооборудование транспортных средств (утепление, фиксирующие стеллажи, защитные материалы и др.);
  • услуги по краткосрочному хранению товара на ж/д станциях, в речных (морских) портах, аэропортах. Сроки такого хранения должны быть указаны в договоре по транспортировке товара.

С порядком определения суммы транспортных расходов, подлежащих списанию по итогам месяца, подробнее ознакомимся в следующем разделе статьи.

Алгоритм распределения транспортных расходов на остаток товаров

Распределение транспортных расходов между реализованными и нереализованными товарами должны производить только налогоплательщики, которые удовлетворяют сразу 4 признакам:

  • по правовой форме принадлежат к организациям;
  • занимаются оптовой и (или) розничной торговлей;
  • применяют ОСН;
  • доходы (расходы) учитывают методом начисления.

Остальным налогоплательщикам распределять транспортные расходы не надо.

ВАЖНО! Также не нужно распределять транспортные расходы, которые по договору реализации были включены в стоимость покупаемых товаров (абзац 3 ст. 320 НК РФ).

Формула распределения транспортных расходов зафиксирована в известной нам ст. 320 НК РФ. С этой формулой мы уже знакомили наших читателей в статьях:

В текущей статье свои разъяснения по алгоритму распределения транспортных расходов мы приведем на основании наглядного примера.

Пример

Сумма расходов на транспортировку товаров до места их хранения (перепродажи):

  • нераспределенных по состоянию на 01.08 — 12 734 руб. без НДС;
  • осуществленных за август — 57 697 руб. без НДС.

Стоимость покупки товаров:

  • реализованных за август — 863 128 руб. без НДС;
  • оставшихся нереализованными на 31.08 — 241 789 руб. без НДС.

Итоги произведенных расчетов:

  • расходы на транспортировку товаров, подлежащие списанию за август, — 55 018,58 руб.;
  • расходы на транспортировку, оставшиеся нераспределенными по состоянию на 01.09, — 15 412,42 руб. (12 734 + 57 697 – 55 018,58).

Проводки, отражающие распределение транспортных расходов в бухучете

В бухучете расходы на транспортировку товаров до места хранения (перепродажи) могут быть учтены 2 способами:

  • в стоимости товара (п. 6 ПБУ 5/01);
  • в издержках обращения (п. 13 ПБУ 5/01).

Первый способ будет предпочтителен, если включение транспортных расходов в стоимость товара предусмотрено договором. В таком случае в налоговом и бухгалтерском учете (далее — НУ и БУ) не нужно будет заниматься их распределением на остаток товаров. А значит, разница между НУ и БУ транспортных расходов будет отсутствовать. При выборе последнего варианта расходы на транспортировку могут быть списаны:

  • в полном объеме в месяце их фактического осуществления (п. 9 ПБУ 10/99);
  • в части, приходящейся на реализованные товары (п. 228 приказа Минфина РФ «Методические указания по бухучету МПЗ» от 28.12.2001 № 119н).

Способ списания расходов на транспортировку товаров, указанный в Методических указаниях по бухучету МПЗ, считается оптимальным. При его использовании не будут возникать разницы между НУ и БУ транспортных расходов. Но он допустим лишь при значительной величине транспортно-заготовительных расходов — более 10% от выручки с продажи товаров.

В любом случае выбранный вариант списания транспортных расходов должен быть зафиксирован в учетной политике.

Рассмотрим примеры проводок при различных вариантах отражения транспортных расходов в бухучете.

Для упрощения примера предположим, что на 01.09 по сч. 41, 44 не имеется никаких остатков.

За сентябрь были произведены операции:

  • приобретен товар на сумму 86 945,00 руб. (в т. ч. НДС 13 262,80 руб.);
  • расходы на транспортировку товара до места хранения (перепродажи) — 12 642,00 руб. (в т. ч. НДС 1 928,44 руб.);
  • реализован товар на сумму 92 769,00 руб.;
  • списана покупная стоимость реализованного товара:
    • при учете транспортных услуг в стоимости товара — 56 263,84 руб.;
    • при отдельном учете транспортных услуг на сч. 44 — 49 121,47 руб.
This entry was posted in Как списать транспортные услуги. Bookmark the <a href="http://transavtotur.ru/otpravit-na-pochtu-4/" title="Permalink to Отправить на почту" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.