Распределение транспортных расходов на остаток товара производят для того, чтобы определить, какую сумму из этих расходов можно списать на уменьшение базы по налогу на прибыль, а какую — нельзя. Кто обязан распределять расходы на остаток товара? Какие именно расходы подлежат распределению? По какому алгоритму они распределяются? Ответы вы найдете в нашей статье.
Какие виды транспортно-заготовительных расходов подлежат распределению?
Согласно ст. 320 НК РФ порядок списания расходов на реализацию товаров можно представить в виде схемы:
Расходы, отмеченные зелеными кружочками, полностью списываются в месяце их осуществления. А вот расходы, которые отмечены красными кружочками, можно списывать только в части, относящейся к реализованным товарам. Иными словами, стоимость покупки товара и транспортные расходы по его доставке до места хранения (перепродажи) в конце месяца должны распределяться между реализованными и нереализованными товарами.
В стоимость покупки товаров могут быть включены:
- стоимость товара по договору;
- таможенные пошлины;
- стоимость информационно-консультационных услуг по товару;
- стоимость посреднических услуг;
- затраты по страхованию товара;
- иные затраты (перечень представлен в п. 6 ПБУ 5/01).
Покупная стоимость реализованных товаров списывается одним из способов, который должен быть зафиксирован в учетной политике:
- по стоимости покупки тех товаров, которые были приобретены раньше по отношению к другим товарам (ФИФО);
- по покупной стоимости единицы товара;
- по средней стоимости купленных товаров.
С подробными разъяснениями по списанию стоимости товаров методом средней стоимости вы можете ознакомиться в нашей статье «Порядок списания материалов по средней стоимости» .
К транспортным расходам по доставке товара до места его складирования (перепродажи) могут относиться:
- транспортные услуги сторонних организаций;
- услуги по погрузке-выгрузке товаров, их сопровождению;
- материальные расходы на дооборудование транспортных средств (утепление, фиксирующие стеллажи, защитные материалы и др.);
- услуги по краткосрочному хранению товара на ж/д станциях, в речных (морских) портах, аэропортах. Сроки такого хранения должны быть указаны в договоре по транспортировке товара.
С порядком определения суммы транспортных расходов, подлежащих списанию по итогам месяца, подробнее ознакомимся в следующем разделе статьи.
Алгоритм распределения транспортных расходов на остаток товаров
Распределение транспортных расходов между реализованными и нереализованными товарами должны производить только налогоплательщики, которые удовлетворяют сразу 4 признакам:
- по правовой форме принадлежат к организациям;
- занимаются оптовой и (или) розничной торговлей;
- применяют ОСН;
- доходы (расходы) учитывают методом начисления.
Остальным налогоплательщикам распределять транспортные расходы не надо.
ВАЖНО! Также не нужно распределять транспортные расходы, которые по договору реализации были включены в стоимость покупаемых товаров (абзац 3 ст. 320 НК РФ).
Формула распределения транспортных расходов зафиксирована в известной нам ст. 320 НК РФ. С этой формулой мы уже знакомили наших читателей в статьях:
В текущей статье свои разъяснения по алгоритму распределения транспортных расходов мы приведем на основании наглядного примера.
Пример
Сумма расходов на транспортировку товаров до места их хранения (перепродажи):
- нераспределенных по состоянию на 01.08 — 12 734 руб. без НДС;
- осуществленных за август — 57 697 руб. без НДС.
Стоимость покупки товаров:
- реализованных за август — 863 128 руб. без НДС;
- оставшихся нереализованными на 31.08 — 241 789 руб. без НДС.
Итоги произведенных расчетов:
- расходы на транспортировку товаров, подлежащие списанию за август, — 55 018,58 руб.;
- расходы на транспортировку, оставшиеся нераспределенными по состоянию на 01.09, — 15 412,42 руб. (12 734 + 57 697 – 55 018,58).
Проводки, отражающие распределение транспортных расходов в бухучете
В бухучете расходы на транспортировку товаров до места хранения (перепродажи) могут быть учтены 2 способами:
- в стоимости товара (п. 6 ПБУ 5/01);
- в издержках обращения (п. 13 ПБУ 5/01).
Первый способ будет предпочтителен, если включение транспортных расходов в стоимость товара предусмотрено договором. В таком случае в налоговом и бухгалтерском учете (далее — НУ и БУ) не нужно будет заниматься их распределением на остаток товаров. А значит, разница между НУ и БУ транспортных расходов будет отсутствовать. При выборе последнего варианта расходы на транспортировку могут быть списаны:
- в полном объеме в месяце их фактического осуществления (п. 9 ПБУ 10/99);
- в части, приходящейся на реализованные товары (п. 228 приказа Минфина РФ «Методические указания по бухучету МПЗ» от 28.12.2001 № 119н).
Способ списания расходов на транспортировку товаров, указанный в Методических указаниях по бухучету МПЗ, считается оптимальным. При его использовании не будут возникать разницы между НУ и БУ транспортных расходов. Но он допустим лишь при значительной величине транспортно-заготовительных расходов — более 10% от выручки с продажи товаров.
В любом случае выбранный вариант списания транспортных расходов должен быть зафиксирован в учетной политике.
Рассмотрим примеры проводок при различных вариантах отражения транспортных расходов в бухучете.
Для упрощения примера предположим, что на 01.09 по сч. 41, 44 не имеется никаких остатков.
За сентябрь были произведены операции:
- приобретен товар на сумму 86 945,00 руб. (в т. ч. НДС 13 262,80 руб.);
- расходы на транспортировку товара до места хранения (перепродажи) — 12 642,00 руб. (в т. ч. НДС 1 928,44 руб.);
- реализован товар на сумму 92 769,00 руб.;
- списана покупная стоимость реализованного товара:
- при учете транспортных услуг в стоимости товара — 56 263,84 руб.;
- при отдельном учете транспортных услуг на сч. 44 — 49 121,47 руб.